Проектирование поперечного профиля подходов к мостам
12.11.2015
Поперечный профиль земляного полотна подходов к мостам на разных участках может иметь различное очертание.
На спуске с берега речной долины на пойму, т. е. на участке, который не попадает в зону подтопления, земляное полотно проектируется или в выемке или в невысокой насыпи в зависимости от рельефа и гидрогеологических условий берега долины. Если грунт из выемки годен для возведения подходной насыпи, целесообразно проектировать раскрытую выемку. Это улучшает водно-тепловой режим земляного полотна.
Между спуском с берега речной долины на пойму и подъемом к мосту проектируется пойменная насыпь с минимальным допускаемым возвышением бровки над расчетным горизонтом высоких вод. Естественно, при таких работах без спецтехники не обойтись. Чаще всего в таких случаях используют услуги ямобура. Они являются универсальными и подходят для различных типов грунтов и отличаются высокой производительностью, скоростью, безотказностью.
На данном участке откосы насыпи подтапливаются почти на всю высоту, поэтому их проектируют с крутизной не более 1 :2 по всей высоте, а если насыпь возводится из камня слабовыветривающихся пород, то с крутизной не более 1 : 1,5.
На участке подъема к мосту проектируется высокая насыпь, высота которой на переходах через крупные судоходные реки может достигать нескольких десятков метров. Надводная часть такой насыпи проектируется так же, как и обычная дорожная насыпь, т. е. крутизна верхней части откоса на высоте 6—8 м принимается 1 : 1,5, а затем ниже через каждые 6—8 м крутизна откосов уменьшается на Д. В зоне подтопления откосы этой насыпи проектируются как для подтопляемой пойменной насыпи. Надводная и подтапливаемая части откосов сопрягаются с помощью берм, которые устраиваются шириной 2—3 м с уклоном 30 % о в сторону от земляного полотна. На уровне берегов пересекаемой протоки, староречья или озера на откосах насыпи устраиваются бермы шириной не менее 2— 3 м.
Устойчивость откосов высоких подходных насыпей проверяется расчетом. При этом учитываются силы тяжести, силы сцепления, силы внутреннего трения и силы гидродинамического давления воды. Временная нагрузка заменяется весом слоя грунта.