1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Предыдущая глава Содержание Следующая глава
1.1. Формирование новой организационной структуры электроэнергетики России
1.2. Планируемые изменения организационной структуры отрасли в 2006 году
1.1. Формирование новой организационной структуры электроэнергетики России
Первый этап реструктуризации электроэнергетики России (1992–2002 гг.)
Начавшийся в 1991 г. переход России к рыночной экономике, проходивший одновременно со строительством нового федеративного государства, обусловил необходимость реформирования электроэнергетики страны.
В 1992 г. было проведено акционирование отрасли. Перед реализацией планов по акционированию предприятий электроэнергетики в целях исключения монополизма энергоизбыточных регионов1, поддержания надежности энергоснабжения, сохранения централизованного управления режимами и сохранения преимуществ совместной работы в составе Единой энергетической системы России (ЕЭС России) и объединенных энергетических систем страны (ОЭС) (см. разд. 2) была проведена первоначальная реструктуризация отрасли.
Формирование Холдинга ОАО РАО «ЕЭС России»
Основная часть производственных фондов электроэнергетики страны была объединена в рамках холдинговой компании – Российского акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России» (ОАО РАО «ЕЭС России»)2. В уставный капитал РАО «ЕЭС России» были переданы акции акционерных обществ, созданных на основе крупных тепловых электростанций мощностью 1 млн. кВт и выше, гидравлических электростанций мощностью 500 тыс. кВт (всего 30 АО-электростанций), а также в ряде случаев – имущественные комплексы крупных электростанций. Кроме того, в уставный капитал этого общества были переданы большая часть магистральных высоковольтных линий электропередачи, формирующих ЕЭС России, акции центрального и имущество региональных объединенных диспетчерских управлений, научно-исследовательские и проектные организации, контрольные пакеты акций региональных акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-энерго), образованных на базе региональных энергосистем – производственных объединений энергетики и электрификации (ПОЭЭ). Контрольный пакет акций ОАО РАО «ЕЭС России» был закреплен за государством, сохранившим таким образом акционерный контроль за активами электроэнергетики, переданными этому обществу.
Другие компании электроэнергетики
Две региональные энергосистемы – ПОЭЭ «Иркутскэнерго» и производственное энергетическое объединение (ПЭО) «Татэнерго» (до акционирования существовало в форме Государственного унитарного предприятия (ГУП)) – не вошли в состав Холдинга РАО «ЕЭС России» и в дальнейшем акционировались самостоятельно.
Атомные электростанции сохранились в государственной собственности и в 2001 г. вошли в состав единой генерирующей компании – Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях».
ОАО «Иркутскэнерго»
ОАО «Иркутскэнерго», созданное в 1992 г.3, сохранило вертикально-интегрированную структуру компании. Все 10 тепловых электростанций, 3 ГЭС, электрические и тепловые сети являются филиалами компании. 40 процентов акций этого акционерного общества принадлежит государству.
В конце 2005 г. Совет директоров ОАО «Иркутскэнерго» сформировал комитет по стратегии и реформированию компании, который должен рассматривать предложенные менеджментом компании варианты реформирования общества, учитывающие требования федеральных законов «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период».
ОАО «Татэнерго»
Реструктуризация ГУП ПЭО «Татэнерго» началась в декабре 2001 г. с создания ОАО «Генерирующая компания» и ОАО «Сетевая компания», а в апреле 2002 г. Правительство Республики Татарстан утвердило программу приватизации ОАО «Татэнерго».
На сегодняшний день в холдинговую компанию ОАО «Татэнерго» входят головная материнская компания ОАО «Татэнерго» и 5 дочерних обществ: ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Сетевая компания» и ЗАО «РДУ «Татэнерго» (начали операционную деятельность в апреле 2005 г.), а также ОАО «Казанская теплосетевая компания» и ООО «Уруссинские тепловые сети» (начали операционную деятельность в октябре 2005 г.). При этом соучредителем ОАО «Сетевая компания» стал крупнейший потребитель электрической и тепловой энергии республики – ОАО «Татнефть». Доля государства в ОАО «Татэнерго» по состоянию на 01.01.2006 г. составляет 49%.
Завершено выделение непрофильных видов деятельности в самостоятельные общества.
Государственный концерн «Росэнергоатом»
ФУГП «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (концерн «Росэнергоатом») образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1993 г. № 1005 «Об эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации».
Учредителем концерна «Росэнергоатом» является Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, а вышестоящей организацией – Министерство по атомной энергии РФ (в настоящее время – Федеральное агентство по атомной энергии РФ4).
Первоначально государственный концерн «Росэнергоатом» выполнял функции эксплуатирующей организации в отношении 9 АЭС. Ленинградская АЭС (ЛАЭС) была самостоятельной эксплуатирующей организацией, подчиненной непосредственно Минатому России.
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2001 г. №207-р концерн «Росэнергоатом» был преобразован в генерирующую компанию путем присоединения к нему действующих и строящихся атомных станций России (включая ЛАЭС, которая стала филиалом концерна), а также предприятий, оказывающих услуги по эксплуатации, ремонту и научно-технической поддержке.
Результаты и нерешенные задачи на первом этапе реструктуризации электроэнергетики России
Проведение первоначальной реструктуризации электроэнергетики и создание общеотраслевой холдинговой компании ОАО РАО «ЕЭС России» позволило при распаде ЕЭС СССР на национальные энергосистемы сохранить в России принципы и методы ее работы, обеспечить достаточно надежное энергоснабжение потребителей электрической и тепловой энергией при практически полном отказе от государственного финансирования и высокой инфляции, сменившейся острым кризисом неплатежей. Одновременно такая организация электроэнергетики способствовала интеграции регионов страны. При этом была не только сохранена технологическая основа, но и созданы предпосылки для дальнейшей реструктуризации электроэнергетики России и развития оптовой торговли электроэнергией с последующим переходом к конкурентному рынку электроэнергии.
В результате первого этапа реструктуризации (см. рис. 1.1) российская электроэнергетика частично изменила свою прежнюю вертикально интегрированную структуру, началось организационное разделение по видам деятельности:
- в производстве электроэнергии появилось множество хозяйствующих субъектов с самостоятельными экономическими интересами – электростанции РАО «ЕЭС России» (АО-станции и филиалы), государственные АЭС, электростанции АО-энерго, сформировавших субъектный состав Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ);
- значительная часть системообразующих и высоковольтных линий электропередачи, а также центральное и объединенные диспетчерские управления были сосредоточены в ОАО РАО «ЕЭС России»;
- магистральные и распределительные сети, сбытовая инфраструктура электрической и тепловой энергии на территории соответствующих субъектов РФ, как и значительная доля генерирующих (главным образом тепловых) мощностей после передачи крупных электростанций из ПОЭЭ, были включены в состав соответствующих АО-энерго – как правило, дочерних обществ Холдинга РАО «ЕЭС России».
Вместе с тем проведенная частичная реструктуризация электроэнергетики и связанные с ней изменения в системе отраслевого управления не решили фундаментальные проблемы электроэнергетики, проявившиеся в 80-е годы, – проблемы низкой эффективности производства и потребления энергии, недостаточной финансовой устойчивостикомпаний электроэнергетики, слабой прозрачности их деятельности для акционеров и потенциальных инвесторов, неотлаженной системы государственного регулирования.
Для обеспечения эффективного и устойчивого функционирования электроэнергетики, превращения ее в инвестиционно привлекательную и открытую для инвестиций отрасль потребовалось проведение второго этапа реструктуризации электроэнергетики, предусматривающего кардинальное изменение структуры отрасли и экономических механизмов ее функционирования.
Задачи второго этапа реструктуризации электроэнергетики России (начиная с 2002 г.)
Нормативная основа для проведения дальнейшей реформы электроэнергетики была заложена Постановлением Правительства РФ от 11.07.01 г. №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», пакетом законов о реформировании электроэнергетики («Об электроэнергетике», «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» и др.), корпоративными документами и решениями ОАО РАО «ЕЭС России» («Концепция Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2005–2008 гг. «5+5» и др.).
Новыми задачами реформирования электроэнергетики являются:
- проведение реструктуризации электроэнергетики с разделением потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии) и монопольных сфер деятельности в электроэнергетике;
- сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включая магистральную электросетевую инфраструктуру и систему диспетчерского управления;
- либерализация оптового рынка электроэнергии и создание конкурентных отношений в секторе розничной торговли электроэнергией при одновременном усилении государственного регулирования монопольных услуг единой отраслевой инфраструктуры (передающих и распределительных сетей, систем оперативно-технологической и коммерческой диспетчеризации и др.);
- создание условий для притока инвестиций в отрасль для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;
- реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике с уточнением статуса, сферы компетенции и порядка работы органов государственного регулирования;
- зпоэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;
- создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;
- демонополизация рынков топлива для тепловых электростанций.
Формирование новой организационной структуры электроэнергетики в 2002–2005 гг.
Формирование новой организационной структуры отрасли началось в 2001 г. сразу после принятия Постановления Правительства РФ №526 (создание оператора рынка электроэнергии, системного оператора и федеральной сетевой компании).
Реализация наиболее сложных и масштабных задач по реструктуризации электроэнергетики, связанных с реорганизацией АО-энерго, созданием новых субъектов рынка и дальнейшей консолидацией единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), началась с принятия и вступления в силу в апреле 2003 г. пакета законов, формирующих законодательную базу реформирования электроэнергетики5.
На втором этапе реструктуризации электроэнергетики были намечены и в настоящее время реализуются следующие структурные преобразования в отрасли:
- создан оператор рынка электроэнергии – Администратор торговой системы (АТС), предоставляющий субъектам оптового рынка услуги по организации оптовой торговли электроэнергией;
- создан и проходит процесс консолидации своей организационной структуры Системный оператор (СО), централизующий функции по оперативно-диспетчерскому управлению ЕЭС России;
- создана Федеральная сетевая компания (ФСК), в составе которой должны быть объединены существующие магистральные линии электропередачи, образующие ЕНЭС. Цель создания ФСК – обеспечение единства технологического управления и реализация государственной политики в части электросетевого комплекса, относящегося к ЕНЭС;
- проведена реструктуризация подавляющего большинства АО-энерго с разделением конкурентных (производство, сбыт электроэнергии, производственный сервис) и регулируемых видов деятельности (передача электроэнергии);
- формируются межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК);
- на базе тепловых и гидравлических электростанций РАО «ЕЭС России» и региональных энергосистем созданы и проходят процесс организационной консолидации оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК и ТГК) – участники оптового рынка электроэнергии (см. ниже).
По окончании реструктуризации ОАО РАО «ЕЭС России» (см. рис. 1.2), предусматривающей распределение акций дочерних компаний Холдинга среди его акционеров пропорционально их долям в уставном капитале ОАО РАО «ЕЭС России», будет обеспечена передача контрольных пакетов акций инфраструктурных организаций оптового рынка электроэнергии (СО и ФСК) и генерирующей компании, созданной на базе крупных ГЭС (ОАО «ГидроОГК»), непосредственно государству.
Администратор торговой системы
В ноябре 2001 г. был создан оператор рынка электроэнергии – некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» (НП «АТС» или АТС). ОАО РАО «ЕЭС России» стало одним из учредителей НП «АТС». Другими учредителями выступили концерн «Росэнергоатом», отдельные федеральные электростанции и региональные энергосистемы, а также на паритетных началах с производителями электроэнергии – и ряд крупных покупателей электроэнергии. В АТС были сосредоточены функции оператора как регулируемого, так и конкурентного секторов оптового рынка электроэнергии (мощности) (см. разд. 5).
Системный оператор
В целях поддержания работоспособности и повышения эффективности функционирования сложной системы оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России (см.разд.2) в условиях реформирования электроэнергетики России в июне 2002 г. была учреждена единая организация – открытое акционерное общество «Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» (ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС»), которая является высшим органом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и создана как стопроцентная дочерняя компания ОАО РАО «ЕЭС России».
В состав Системного оператора были переданы активы Центрального диспетчерского управления (ЦДУ), территориальных объединенных диспетчерских управлений РАО «ЕЭС России» (ОДУ), а в настоящее время проводится работа по завершению процесса консолидации оперативно-диспетчерского управления с передачей в состав СО активов региональных диспетчерских управлений (РДУ) реформируемых АО-энерго. Процесс консолидации оперативно-диспетчерского управления проводится в два этапа:
- на первом этапе были созданы региональные филиалы ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», которым АО-энерго передали функции оперативно-диспетчерского управления, а также на правах аренды – имущество региональных диспетчерских управлений;
- на втором этапе осуществляется приобретение активов, необходимых для функционирования РДУ, за счет денежных средств, поступающих в оплату услуг Системного оператора.
Вместе с тем в четырех регионах Российской Федерации (Республики Татарстан и Башкортостан, Новосибирская и Иркутская области) оперативно-диспетчерское управление в настоящее время осуществляется не входящими в состав Системного оператора организациями – выделенными из состава соответствующих региональных энергосистем центрами управления, являющимися 100% дочерними компаниями (или структурными подразделениями) соответствующих АО-энерго.
По состоянию на 31.12.2005 г. в составе ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» функционирует 64 филиала (7 филиалов – СО-ОДУ и 57 филиалов – СО-РДУ). Большая часть имущества РДУ, переданная на первоначальном этапе в аренду ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», в настоящее время Системным оператором выкуплена. В 2006 году продолжается работа в данном направлении.
Федеральная сетевая компания и консолидация электросетевого комплекса ЕНЭС
Для управления Единой национальной электрической сетью в 2002 г. была создана Федеральная сетевая компания (ОАО «ФСК ЕЭС») в качестве стопроцентной дочерней компании ОАО РАО «ЕЭС России».
Концентрация управления магистральными электрическими сетями в ФСК имеет принципиальное значение для проведения единой тарифной политики на всем пространстве ЕНЭС, для обеспечения единой политики в области эксплуатации, развития, технического перевооружения и реконструкции сетей. Это позволит создать функционирующую по единым правилам технологическую инфраструктуру рынка электроэнергии и обеспечить недискриминационный доступ к сетям всех участников рынка.
Первоначально в уставный капитал ОАО «ФСК ЕЭС» были переданы активы ЕНЭС, находившиеся на балансе ОАО РАО «ЕЭС России».
В настоящее время происходит процесс дальнейшей консолидации электросетевого комплекса, относящегося к ЕНЭС, за счет передачи в управление ОАО «ФСК ЕЭС» магистральных сетевых активов реорганизуемых АО-энерго (см. ниже).
Для проведения такой консолидации в феврале 2004 г. Российский фонд федерального имущества (РФФИ) совместно с ОАО «ФСК ЕЭС» учредил семь межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК) (доля РФФИ – 85%, доля ОАО «ФСК ЕЭС» – 15%). Окончательный порядок формирования электросетевого комплекса, относящегося к ЕНЭС, был определен решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» от 25 февраля 2005 г., который внес изменения6 в первоначальную схему выделения магистральных сетей АО-энерго, формирования ММСК и передачи их под контроль ФСК.
Этот порядок предусматривает 3 этапа (см. рис. 1.3):
- передачу в создаваемые при реорганизации АО-энерго магистральные сетевые компании (МСК) объектов электросетевого комплекса соответствующего АО-энерго, относящихся к ЕНЭС, в соответствии с их разделительным балансом;
- внесение принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России» акций МСК, образованных при реорганизации АО-энерго (в размере 100% минус 1 акция для 100% ДЗО ОАО РАО «ЕЭС России»), в уставный капитал ОАО «ФСК ЕЭС»;
- присоединение МСК по мере их выделения из АО-энерго к одной ММСК7, к которой также одновременно присоединяются остальные шесть ММСК.
При этом МСК и ММСК на всех этапах реформирования будут являться компаниями, владеющими только магистральными сетями, но не осуществляющими функции эксплуатации и развития сетей, — этими процессами будет управлять ФСК.
В соответствии с принятой схемой консолидации электросетевого комплекса ЕНЭС в 2005 году в ходе реорганизации АО-энерго (см. ниже) были сформированы 45 магистральных сетевых компаний (МСК), и на договорной основе объекты ЕНЭС, принадлежащие МСК, были переданы в использование ММСК «Центр». В свою очередь, ММСК «Центр» передала активы ЕНЭС в субаренду ОАО «ФСК ЕЭС».
С 1 января 2006 г. для ОАО «ФСК ЕЭС» установлен единый тариф на передачу электроэнергии по сетям ЕНЭС, с учетом выделенных из АО-энерго объектов ЕНЭС.
Реорганизация региональных энергосистем и формирование новых субъектов рынка электроэнергии
Решение об обособлении основных видов деятельности (конкурентных и естественно-монопольных) существующих АО-энерго было закреплено Постановлением Правительства РФ №526. В соответствии с этим постановлением Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» в 2002 году одобрил «базовый» вариант реформирования АО-энерго, который предусматривает реорганизацию АО-энерго в форме выделения новых обществ по видам деятельности (производство, передача, сбыт электроэнергии и др.) с пропорциональным разделением акций создаваемых компаний среди акционеров реорганизуемых АО-энерго. Кроме того, Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» утвердил ряд проектов реформирования АО-энерго в индивидуальном порядке по схемам, отличным от «базового» варианта.
В результате реорганизации АО-энерго в электроэнергетике России было создано большое число новых энергетических компаний – это, как правило, управляющая компания, региональная генерирующая компания (РГК), распределительная сетевая компания (РСК), сбытовая компания, а также одна или несколько ремонтных и сервисных компаний.
По состоянию на 31 декабря 2005 г. утверждены проекты реформирования 68 АО-энерго, из них 50 проектов по «базовому» варианту и 18 – по «небазовому» варианту8. Завершена реализация 47 проектов.
Перечень реформированных АО-энерго по состоянию на 31 декабря 2005 г. представлен в приложении П-1.1.
В 2006 г. планируется завершить разделение АО-энерго по видам деятельности.
Следующим этапом реформирования региональных энергосистем является проведение горизонтальной межрегиональной интеграции (консолидации ОГК, ТГК, МРСК) монопрофильных компаний.
Межрегиональные распределительные сетевые компании
Распределительные сетевые компании, создаваемые в процессе реорганизации АО-энерго, в большинстве случаев сохраняют за собой прежнее название региональной энергосистемы.
В соответствии с Концепцией Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2005–2008 гг. («5+5») предусматривается консолидация активов распределительных сетевых компаний в рамках межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК).
К концу 2005 г. на базе имущественного комплекса распределительных сетей АО-энерго было образовано 50 РСК (в том числе в 2004 г. – 4 компании, в 2005 г. – 46 компаний), а также были созданы четыре МРСК – ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа», ОАО «МРСК Урала и Волги», ОАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «МРСК Сибири».
В целях обеспечения комплексного управления распределительными сетевыми комплексами и обеспечения надежности их функционирования в 2005 г. был заключен договор между ОАО РАО «ЕЭС России» и ОАО «ФСК ЕЭС» на передачу акций МРСК в доверительное управление ОАО «ФСК ЕЭС России» на период реформирования.
Генерирующие компании
Одной из важнейших составляющих процесса реформирования российской электроэнергетики является создание конкурентного сектора генерирующих мощностей путем группировки существующих электростанций в независимые генерирующие компании (ГК). От правильности группировки электростанций напрямую будет зависеть эффективность работы будущего рынка электроэнергии, а значит и возможность использования механизма конкуренции для формирования цен на электроэнергию.
В процессе реструктуризации сектора генерирующих мощностей в рамках Холдинга ОАО РАО «ЕЭС России» были созданы:
- 6 генерирующих компаний оптового рынка электрической энергии (ОГК) на базе крупных тепловых электростанций ОАО РАО «ЕЭС России» и АО-энерго;
- 1 гидрогенерирующая ОГК (ОАО «ГидроОГК») на базе крупных ГЭС ОАО РАО «ЕЭС России» и средних и малых ГЭС (включая каскады) АО-энерго;
- 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК)9 на базе электростанций смежных АО-энерго (за исключением станций, вошедших в ОГК и работающих в составе изолированных АО-энерго).
Состав ГК определялся с учетом требований по ограничению их рыночной силы на конкурентном рынке электроэнергии, что предопределило использование экстерриториального принципа формирования ОГК – наиболее крупных10 и влияющих на цены участников рынка электроэнергии. Кроме того, состав ОГК был подобран таким образом, чтобы эти компании имели сопоставимые стартовые условия на рынке электроэнергии (по величине установленной мощности, средней величине износа оборудования и возрасту основного оборудования, прогнозируемой доходности активов и др.)11 .
Состав и порядок формирования ОГК были утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации12 .
Принципы интеграции региональных генерирующих компаний в ТГК определены Основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации (Постановление Правительства России №526). Решение о создании ТГК было одобрено Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (23 апреля 2004 г.), который также утвердил конфигурацию и проекты формирования каждой ТГК.
Помимо ОГК и ТКГ, сформированных на базе активов РАО «ЕЭС России», на оптовом рынке действуют концерн «Росэнергоатом», генерирующие компании Холдинга «Татэнерго», электростанции ОАО «Иркутскэнерго» и ряд других производителей электроэнергии.
Расположение электростанций ОГК и концерна «Росэнергоатом», а также зоны функционирования ТГК и других компаний представлены на рис. 1.4.
Перечень генерирующих компаний и состав входящих в них электростанций представлен в приложении П-1.2.
Формирование ОГК на базе ТЭС
Формирование ОГК на базе ТЭС происходит в соответствии с «базовым» вариантом, утвержденным Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» 26 сентября 2003 г., в следующем порядке:
- на первом этапе ОГК были учреждены в качестве стопроцентных дочерних обществ ОАО РАО «ЕЭС России» с внесением в оплату уставного капитала принадлежащего ОАО РАО «ЕЭС России» имущества электростанций и акций АО-станций;
- на втором этапе в оплату акций ОГК вносятся принадлежащие ОАО РАО «ЕЭС России» акции АО-станций, выделенных в результате реорганизации АО-энерго.
По состоянию на 31 декабря 2005 г. состоялась государственная регистрация всех 6 тепловых ОГК13 .
Целевая структура тепловых ОГК, утвержденная Советом директоров, предполагает создание единых операционных компаний путем присоединения к ОГК соответствующих АО-станций, прекращения их деятельности как самостоятельных юридических лиц и преобразования этих электростанций в производственные филиалы ОГК.
Консолидация производственных и финансовых активов ОГК позволит повысить их инвестиционную привлекательность и даст возможность приступить к размещению дополнительных акций для финансирования первоочередных инвестиционных проектов.
Для проведения консолидации ОГК в течение 2005 г. Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» принял решения о параметрах формирования всех тепловых ОГК: условиях и коэффициентах обмена/конвертации акций АО-станций на акции соответствующих тепловых ОГК.
Завершить формирование целевой структуры тепловых ОГК планируется в 2006 г.14
Формирование ОГК на базе ГЭС
Исходя из особенностей функционирования гидроэлектростанций на оптовом рынке электроэнергии России и требований законодательства России о сохранении стратегического контроля государства за гидрогенерацией страны, Правительство России приняло решение о формировании Единой федеральной гидрогенерирующей компании (ОАО «ГидроОГК»).
Целевая структура (модель функционирования) ОАО «ГидроОГК»15 предполагает создание единой операционной компании с входящими в ее состав филиалами-гидроэлектростанциями.
Процесс формирования единой операционной компании на базе ОАО «ГидроОГК» предусматривает несколько этапов:
- на первом этапе проводится реорганизация ОАО «ГидроОГК» и АО-ГЭС, 100% минус 1 акция которых принадлежит ОАО «ГидроОГК», в форме присоединения (слияния);
- на втором этапе осуществляется внесение активов Российской Федерации в уставный капитал ОАО «ГидроОГК» путем приобретения акций данной компании;
- на третьем этапе проводится реорганизация оставшихся ДЗО ОАО «ГидроОГК» в форме присоединения к материнской компании. При этом максимально возможное число присоединяемых АО-ГЭС должно определяться с учетом необходимости сохранения доли Российской Федерации в уставном капитале ОАО «ГидроОГК» не менее 50% плюс 1 голосующая акция. Для сохранения этой доли планируется внесение дополнительных активов Российской Федерации в уставный капитал ОАО «ГидроОГК».
С целью реализации мероприятий по формированию ОАО «ГидроОГК» в 2005 г.:
- в его уставный капитал были внесены пакеты акций 15 гидроэлектростанций16 и акции (100% уставного капитала минус 1 акция) ОАО «Управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад» (переименовано в ОАО «УК ГидроОГК»);
- до конца 2006 г. планируется увеличить уставной капитал ОАО «ГидроОГК» путем дополнительной эмиссии акций и разместить ее по закрытой подписке в пользу ОАО РАО «ЕЭС России» и Российской Федерации.17
Формирование ТГК
Межрегиональная интеграция генерирующих активов (главным образом ТЭЦ) реорганизуемых АО-энерго в ТГК позволяет сформировать более финансово устойчивые компании, способные конкурировать на оптовом рынке электроэнергии, а также в сфере регионального теплоснабжения потребителей.
«Базовым» вариантом формирования ТГК предусмотрено, что на начальном этапе ТГК учреждаются в качестве 100% дочерних компаний ОАО РАО «ЕЭС «России» с возможностью участия миноритарных акционеров РГК в уставном капитале ТГК. Наряду с «базовым» вариантом также используется альтернативный вариант, дающий возможность совместного учреждения ТГК несколькими региональными генерирующими компаниями (РГК), образованными в результате реорганизации АО-энерго.
Целевая структура всех ТГК, как и ОГК, предусматривает формирование единых операционных компаний путем реорганизации РГК и ТГК в форме присоединения. Ряд ТГК, кроме электростанций, будут включать активы тепловых сетей и котельных. Не исключается возможность их последующей интеграции с муниципальными предприятиями в сфере теплоснабжения.
В процессе реорганизации акционерам РГК предлагаются справедливые коэффициенты конвертации акций региональных генерирующих компаний. В случае непринятия акционерами РГК решения о присоединении18, предполагается, что такие РГК останутся дочерними (зависимыми) обществами ТГК, а соответствующая ТГК будет функционировать как производственно-финансовый (или финансовый) холдинг.
Для обеспечения ускоренного запуска операционной деятельности ТГК допускаются возможности:
- аренды территориальными генерирующими компаниями генерирующих мощностей соответствующих РГК (АО-энерго);
- передачи территориальным генерирующим компаниям функций единоличного исполнительного органа соответствующих РГК.
По состоянию на 31 декабря 2005 г. Советом директоров РАО «ЕЭС России» утверждены проекты создания всех 14 ТГК19. Проект создания ТГК-7 утвержден в рамках проекта реформирования энергосистем, управляемых ОАО «Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания». Создание ТГК-3 определено проектом реформирования ОАО «Мосэнерго». Осуществлена государственная регистрация 13 из 14 ТГК. Пять ТГК начали операционную деятельность. В 12 ТГК реализуется процесс присоединения соответствующих региональных генерирующих компаний к ТГК.
В 2006–2007 гг. планируется завершить процесс консолидации ТГК и начать обращение акций этих компаний на фондовом рынке.
Сбытовые компании
В результате реорганизации АО-энерго создаются сбытовые компании (СК), которые при запуске конкурентного рынка электроэнергии будут исполнять функции гарантирующих поставщиков (ГП). В случае если СК не будет соответствовать правилам и требованиям к ГП, которые будут установлены Правительством РФ, эта компания может заниматься конкурентной сбытовой деятельностью в сфере поставок электроэнергии конечным потребителям.
Конкурентные СК будут также создаваться независимыми организациями.
В 2005 г. в секторе сбыта электрической энергии было образовано 42 региональные СК. В целях повышения финансовой устойчивости созданных СК Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» одобрил решение о передаче принадлежащих ОАО РАО «ЕЭС России» пакетов акций энергосбытовых компаний в доверительное управление ТГК, действующим на соответствующей территории страны.
Ремонтные и сервисные компании
С целью организации конкурентной среды в сфере ремонтно-сервисного обслуживания компаний электроэнергетики и формирования участников рынка ремонтных услуг было принято решение об обособлении ремонтных подразделений в дочерние компании АО-энерго, АО-электростанций с последующей продажей акций данных дочерних ремонтных компаний сторонним заинтересованным организациям. В регионах, где невозможно формирование эффективного рынка ремонтных услуг, ремонтное обслуживание будет осуществляться дочерними структурами генерирующих и сетевых компаний, а также собственным персоналом этих компаний.
Массовое обособление ремонтных подразделений, на основе которых формировались ремонтные компании, происходило в течение 2003–2004 гг. По состоянию на конец 2004 г. была осуществлена государственная регистрация 173 ремонтных компаний, а на конец 2005 г. – 188 компаний.
В отношении дочерних предприятий АО-энерго, специализирующихся на оказании ремонтных услуг для сетевых объектов, планируется либо продажа пакетов их акций, либо передача данных пакетов акций на баланс создаваемых в ходе реструктуризации АОэнерго РСК с последующим рассмотрением вопроса о продаже.
В целевой структуре отрасли ремонтные услуги, наряду с созданными компаниями ремонтного профиля, будут предоставлять производители энергетического оборудования, инжиниринговые компании широкого профиля и другие участники данного рынка.
Реформирование научно-проектного комплекса
Реформирование научно-проектного комплекса (НПК) ориентировано на создание комплексных компаний, осуществляющих инжиниринговую деятельность для генерирующих, сетевых и других компаний электроэнергетики.
На начальном этапе реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» научно-проектный комплекс электроэнергетической отрасли состоял из 62 организаций, являющихся ДЗО ОАО РАО «ЕЭС России», в т. ч. 13 научно-исследовательских институтов и 49 проектных и сервисных организаций.
В течение 2003–2004 гг. на базе научных, проектных и сервисных организаций были созданы многопрофильные комплексные инжиниринговые компании – научно-технические центры (НТЦ). Реорганизация проводилась путем присоединения институтов к созданным ранее управляющим компаниям. До реорганизации присоединенные институты являлись самостоятельными юридическими лицами.
Всего к концу 2004 г. было создано шесть территориальных НТЦ, 100% акций которых принадлежит ОАО РАО «ЕЭС России».
Целевая структура предполагает формирование Инженерного центра ЕЭС и семи региональных научно-технических центров – инжиниринговых компаний, предоставляющих полный комплекс услуг: от диагностики и проектирования до приемки работ, включая организацию поставок оборудования, организацию выбора подрядчиков.
Итоги реструктуризации электроэнергетики в 2005 году
В целом, 2005 г. стал годом наиболее масштабных преобразований электроэнергетики России за весь период ее реформирования.
Главные изменения структуры электроэнергетики в 2005 г. были связаны с развитием процесса реформирования Холдинга РАО «ЕЭС России» – реализацией проектов реорганизации АО-энерго с учреждением компаний по видам деятельности и созданием межрегиональных компаний (генерирующих, сетевых и др.).
Структура отрасли по состоянию на 31.12.2005 представлена на рис. 1.5.
1.2. Планируемые изменения организационной структуры отрасли в 2006 году
Формирование новых субъектов отрасли
В 2006 г. продолжится проведение широкомасштабной реструктуризации электроэнергетики России, включая решение следующих основных задач:
- завершение проектов разделения АО-энерго по видам деятельности;
- обеспечение включения в состав ОГК соответствующих АО-станций и завершение формирования целевой структуры всех тепловых ОГК;
- завершение формирования целевой структуры 10 из 14 ТГК;
- в рамках консолидации активов ЕНЭС – продолжение передачи объектов ЕНЭС, принадлежащих МСК, в использование ОАО «ФСК ЕЭС», а также завершение мероприятий по присоединению МСК, зарегистрированных в 2005 г., к ОАО «ММСК «Центр»20;
- завершение консолидации системы оперативно-диспетчерского управления до конца 2006 г. путем выкупа ОАО «СО ЦДУ ЕЭС» всего имущества РДУ, арендуемого в настоящее время у компаний, выделяемых из АО-энерго.
Реформирование Холдинга ОАО РАО «ЕЭС России»
В соответствии с одобренным Правительством России направлением реформирования электроэнергетики и решениями Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» от 28 июля, 30 августа, 22 сентября и 27 октября 2006 г. реорганизация Общества будет проводиться в два этапа:
- на конец 2006 – III-IV кварталы 2007 гг. намечена реализация первого этапа, в рамках которого из ОАО «РАО «ЕЭС России» будут выделены ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5». Первый этап реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» будет проводиться путем выделения промежуточных ОАО «ОГК-5 Холдинг» и ОАО «ТГК-5 Холдинг», на баланс которых передаются принадлежащие ОАО РАО «ЕЭС России» пакеты акций целевых ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5» соответственно. Одновременно с выделением, в соответствии с изменениями в ФЗ «Об акционерных обществах», промежуточные ОАО «ОГК-5 Холдинг» и ОАО «ТГК-5 Холдинг» присоединяются к целевым ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5» соответственно. В результате реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» все акционеры получат акции ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5» пропорционально своей доле в уставном капитале ОАО РАО «ЕЭС России» с учетом действующих нормативных актов РФ. В случае выделения ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5» из ОАО РАО «ЕЭС России» и проведения эмиссии дополнительных акций, доля государства в уставных капиталах этих компаний не снизится менее 25% + 1 акция (блокирующего пакета);
- в ходе второго этапа в 2007–2008 гг. произойдет прекращение деятельности ОАО РАО «ЕЭС России» через его разделение на компании целевой структуры отрасли (ФСК, Системный оператор, ОГК, ТГК, МРСК и др.).
Реформирование электроэнергетики Дальнего Востока
В соответствии с проектом реформирования энергосистем Дальнего Востока на базе активов ОАО «Дальэнерго», ОАО «Хабаровскэнерго», ОАО «Амурэнерго», ЗАО «ЛуТЭК» и южной части ОАО «Якутскэнерго» в январе 2007 г. планируется создать единую холдинговую компанию – ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (ДЭК). Эта компания станет единственным акционером ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (ДГК) и ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (ДРСК). На ДЭК также будут возложены функции сбыта электроэнергии.
ДГК и ДРСК будут создаваться, соответственно, на базе генерирующих, теплосетевых и распределительных сетевых активов ОАО «Дальэнерго», ОАО «Хабаровскэнерго», ОАО «Амурэнерго», ЗАО «ЛуТЭК» и ОАО «Южное Якутскэнерго»21 .
Объекты ЕНЭС, принадлежащие ОАО «Дальэнерго», ОАО «Хабаровскэнерго», ОАО «Амурэнерго» и ОАО «Якутскэнерго» (южный энергорайон), будут обособляться путем создания 100% ДЗО указанных компаний с внесением в уставной капитал объектов ЕНЭС и дальнейшим присоединением созданных компаний к ОАО «ММСК «Центр».
По структуре изолированных энергосистем Дальнего Востока будут приниматься специальные решения.
Предыдущая глава Содержание Следующая глава
1В 1992 г. только около 13 регионов России были самобалансирующимися (с отклонениями в пределах +/-10% от их общей потребности в электроэнергии), тогда как 19 регионов были избыточными, а 45 регионов – дефицитными.
2Учреждено Указом Президента РФ № 923 от 15 августа 1992 г.
3Учреждено в соответствии с указом президента Российской Федерации №721 от 1 июля 1992 г.
4Министерство по атомной энергетики РФ было реорганизовано в Федеральное агентство по атомной энергии Министерства промышленности и энергетики РФ 9 марта 2004 г.
5В том числе федеральных законов «Об электроэнергетике», «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» и др.
6Измененный механизм обособления магистральных сетей позволяет быстрее передать объекты ЕНЭС АО-энерго под акционерный контроль ФСК, поскольку ОАО РАО «ЕЭС России» имеет возможность внести в уставный капитал ОАО «ФСК ЕЭС» свои пакеты акций МСК сразу после образования этих компаний, упрощаются необходимые корпоративные процедуры для реализации данной схемы.
7В случае если акционерами МСК не будет принято решение о присоединении к ММСК, такие МСК будут существовать самостоятельно в качестве собственников объектов ЕНЭС, сдавая их в использование ФСК.
8К «небазовым» вариантам реформирования региональных энергосистем относятся следующие проекты: проект реформирования АО-энерго, управляемых ОАО «Кавказская энергетическая управляющая компания (КЭУК)» (ОАО «Ингушэнерго», ОАО «Каббалкэнерго», ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» и ОАО «Севкавказэнерго»); проект реформирования ОАО «Самараэнерго», ОАО «Саратовэнерго», ОАО «Ульяновскэнерго»; проект реформирования ОАО «Калм-энерго»; проект реформирования ОАО «Псковэнерго»; проекты реформирования энергокомпаний Дальнего Востока.
9За исключением ТГК-12 (в перспективе войдут генерирующие активы ОАО «Кузбассэнерго» и ОАО «Алтайэнерго»).
10В среднем каждая ОГК располагает около 9 ГВт установленной мощности.
11Критерии и принципы создания оптовых генерирующих компаний были рассмотрены и одобрены в 2002 г. Комиссией Правительства РФ по реформированию электроэнергетики России.
12Распоряжением Правительства РФ от 1.09.03 №1254-р («О составе генерирующих компаний оптового рынка электрической энергии») и Распоряжением Правительства РФ от 25.10.04 №1367-р, уточнившим ранее принятое решение в части создания Eдиной гидрогенерирующей компании.
13ОАО «ОГК-1», ОАО «ОГК-2», ОАО «ОГК-3», ОАО «ОГК-4», ОАО «ОГК-5», ОАО «ОГК-6».
14Формирование целевой структуры компании ОАО «ОГК-3» было завершено 1 апреля 2006 г., а ОАО «ОГК-4» – 1 июля 2006 г.
15Одобрена решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» 30 сентября 2005 г.
16ОАО «Волжская ГЭС» (83,31% уставного капитала), ОАО «Воткинская ГЭС» (59,84% уставного капитала), ОАО «Жигулевская ГЭС» (84,11% уставного капитала), ОАО «Камская ГЭС» (100% уставного капитала – 1 акция), ОАО «Каскад Верхневолжских ГЭС» (100% уставного капитала – 1 акция), ОАО «Нижегородская ГЭС» (100% уставного капитала – 1 акция), ОАО «Саратовская ГЭС» (100% уставного капитала – 1 акция), ОАО «Богучанская ГЭС» (64,22% уставного капитала), ОАО «Бурейская ГЭС» (15,91% уставного капитала), ОАО «Зарамагские ГЭС» (77,45%уставного капитала), ОАО «Зейская ГЭС» (56,39% уставного капитала), ОАО «Зеленчукские ГЭС» (97,29% уставного капитала), ОАО «КаббалкГЭС» (50,34% уставного капитала), ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего» (78,8% уставного капитала), ОАО «Сулакэнерго» (53,62% уставного капитала).
17В оплату акций дополнительной эмиссии будут внесены принадлежащие ОАО РАО «ЕЭС России» акции обществ, созданных в результате реорганизации АО-энерго: ОАО «Чебоксарская ГЭС»; ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания»; ОАО «Загорская ГАЭС»; ОАО «Ставропольская электрическая генерирующая компания»; акции и дополнительные акции акционерных обществ, созданных на основе имущества ГЭС, принадлежащего ОАО РАО «ЕЭС России»; имущественный комплекс Новосибирской ГЭС; акции дополнительных эмиссий ОАО «Бурейская ГЭС», ОАО «Зарамагские ГЭС», ОАО «Сулакэнерго», ОАО «Зеленчукские ГЭС», а также иное имущество, подлежащее включению в состав ОАО «ГидроОГК».
18В случае, когда несогласие с проведением реорганизации выразили миноритарные акционеры с пакетом акций,достаточным для блокирования данного решения.
19ОАО «ТГК-1», ОАО «ТГК-2», ОАО «ТГК-3», ОАО «ТГК-4», ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6», ОАО «Волжская ТГК-7», ОАО«Южная генерирующая компания ТГК-8», ОАО «ТГК-9», ОАО «ТГК-10», ОАО «ТГК-11», ОАО «ТГК-12», ОАО «ТГК-13», ОАО «ТГК-14».
20Для присоединения МСК, зарегистрированных позднее 1 декабря 2005 г., предполагается проведение повторной реорганизации ОАО «ММСК «Центр» в 2007 г.
21100% дочерняя компания ОАО «Якутскэнерго», созданная на базе активов южного энергорайона этой энергосистемы (около 20% от общих активов ОАО «Якутскэнерго»).